- Парламентский календарь
- Местное самоуправление
- Контроль исполнения законов
- Аналитические материалы
- Итоги работы
- Противодействие коррупции
- Обращения граждан
История
История
История государственной власти в Прикамье ведет свое начало с 1797 года, когда императорским указом была образована Пермская губерния. Развитие же «начал местного самоуправления» датируется 1870 годом. Приветствуя создание новых органов на первом губернском земском собрании, пермский губернатор Б.В. Струве отметил, что пермяки отнеслись «с замечательным усердием к новому для губернии делу». Земские уездные и губернские учреждения создавались для осуществления руководства хозяйственными делами: строительством школ, больниц, местных дорог, благотворительных учреждений. Земские органы занимались продовольственными закупками, улучшением кустарной промышленности, пропагандировали агрономические знания, организовывали поземельный кредит, страхование, вели земскую статистику. Текущую работу вели исполнительные органы — губернская и уездные управы, которые переизбирались один раз в три года.
В 1918 году земские органы были упразднены, высшими органами власти стали съезды Советов и их исполнительные комитеты. Формально они имели широкие полномочия, но, действуя в условиях однопартийной системы, были проводниками воли центра, партии.
В 1993 году в соответствии с новой Конституцией РФ возникла необходимость формирования законодательного органа власти на региональном уровне. 20 марта 1994 года прошли первые выборы в Законодательное Собрание Пермской области. Первый председатель областного парламента Е.С. Сапиро отмечал, что „Законодательное Собрание, с одной стороны, явилось преемником бывшего областного Совета народных депутатов, с другой стороны, стало принципиально новой формой представительной власти“. Депутатами первого созыва было принято 142 закона и 804 решения. Среди них - Устав Пермской области, законы о Законодательном Собрании, об администрации Пермской области, о местном самоуправлении, а также 14 программ, направленных на улучшение социально-экономического развития Прикамья. Методика расчета основных показателей бюджета была первым подобным документом в России.
14 декабря 1997 года состоялись выборы Законодательного Собрания второго созыва. Председателем избран Ю.Г. Медведев, заместителем председателя — Н.А. Девяткин, который после избрания Ю.Г. Медведева. депутатом Государственной Думы РФ в 1999, в январе 2000 года был избран председателем областного парламента. Депутатами второго созыва было рассмотрено 1980 вопросов, принято 1606 постановлений, 354 закона. Важными для экономического и социального развития области стало принятие нормативных актов, направленных на поддержку и развитие промышленности и предпринимательства, сельского хозяйства и социальной сферы. Отличительной особенностью II созыва является образование депутатских групп.
9 декабря 2001 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Пермской области третьего созыва. Повторно председателем был избран Н.А. Девяткин, а его заместителем — О.Б. Бурцев. Действуя в рамках существующей нормативно-правовой базы и одновременно совершенствуя её, Законодательное Собрание ведет активную работу, направленную на целевое программное развитие социально-экономической инфраструктуры региона. Создана правовая база в области государственного строительства, регулирования экономических и бюджетных отношений, защиты прав и свобод граждан Пермской области.
3 декабря 2006 года состоялись выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края по новой смешанной системе: половина депутатов избиралась по одномандатным округам, половина по партийным спискам. С формированием нового депутатского состава было завершено объединение двух субъектов Федерации (Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа) и образовано единое Законодательное Собрание Пермского края. Председателем Законодательного Собрания Пермского края первого созыва был избран Н.А. Девяткин, заместителем председателя Е.Г. Вязников.
Законодательное Собрание Пермского края — законодательный (представительный) орган государственной власти Пермского края. Основными задачами Законодательного Собрания являются:
• обеспечение законодательного регулирования общественных отношений по вопросам своих предметов ведения;
• определение единой политики экономического, социального, культурного развития Пермского края и его государственности;
• защита интересов Пермского края, ее населения во взаимоотношениях с Российской Федерацией и ее субъектами.
В функциональном отношении Законодательное Собрание осуществляет правовую регламентацию различных сфер общественной жизни, порядок формирования и функционирования систем органов государственной власти края и основных принципов организации местного самоуправления; осуществляет контроль за реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края, иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием.
С момента избрания Законодательного Собрания первого созыва ключевыми направлениями работы стали бюджетно-финансовые вопросы и вопросы создания нормативно-правовой базы для обеспечения деятельности органов государственной власти Прикамья. Среди первых были: Устав Пермской области, Законы «О Законодательном Собрании Пермской области», «О местном самоуправлении в Пермской области», блок законов о выборах органов государственной власти и местного самоуправления области, о референдуме.
Согласно Закону «О Законодательном Собрании Пермского края» региональный парламент состоит из 60 депутатов, избираемых населением области прямым тайным голосованием сроком на 5 лет. Депутаты Законодательного Собрания осуществляют свою деятельность как на постоянной, так и не на постоянной профессиональной основе. Последняя предполагает совмещение депутатской деятельности с выполнением трудовых обязательство по месту основной работы.
Работа пермского парламента четко структурирована: образовано пять комитетов. Комитеты Законодательного Собрания, являясь ключевым звеном в законотворческом процессе, осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к обсуждению уже на пленарном заседании. Деятельность комитетов строится на принципе коллегиальности. Руководство комитетов осуществляют председатели и их заместители.
Законодательное Собрание имеет развитую систему эффективно работающих форм взаимодействия с органами местного самоуправления. С 1997 года действует Соглашение о сотрудничестве представительных органов местного самоуправления и Законодательного Собрания Пермской области. В соответствии с Соглашением Законодательное Собрание ежегодно проводит межрайонные семинары депутатов представительных органов местного самоуправления; День депутатов, избранных населением края во все уровни власти; с 2000 года работает Совет представительных органов местного самоуправления.
Законодательное Собрание принимает активное участие в налаживании продвижении партнерских связей и взаимоотношений региона и, будучи законодательным органом власти, утверждает договоры и соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Межрегиональное сотрудничество Законодательного Собрания представлено также в формате взаимодействия с парламентами других субъектов РФ, Самарской и Тюменской областей, Республик Татарстан и Марий Эл и др..
Деятельность регионального парламента направлена на вовлечение в процесс принятия решений некоммерческих и негосударственных организаций, населения области. В настоящее время Законодательное Собрание активно взаимодействует с Торгово-Промышленной Палатой, НП «Сотрудничество», Областным Советом Профсоюзов, Агропромышленным союзом, органами власти муниципалитетов, общественными организациями. Такое сотрудничество способствует повышению эффективности законотворческого процесса в ходе реализации гражданских прав и интересов населения Прикамья.Пермский Парламент - 20 лет. Видеоролик.